X
Ваша заявка принята!
X
Ваша заявка принята!

info@soundslife.ru

+7 (925) 585-72-33 Russia

Обратный звонок

+7 (925) 585-72-33 Russia

+375 (29) 253-07-79 Belarus

info@soundslife.ru

info@soundslife.ru

Обратный звонок

info@soundslife.ru

+7 (925) 585-72-33 Russia

Отправить заявку на конкурс

Современный танец – понятие, строго говоря, довольно относительное, текущее, часто сиюминутное. Ведь у каждого периода времени есть свое мироощущение, идеи, эстетические предпочтения, музыкальная культура, которые «рыхлят почву» для возникновения новых танцевальных стилей и техник. Для танцев XXI века характерны такие черты, как универсальность, отсутствие стандартов, непрестанный поиск новых движений, смешение разных направлений, откровенный и выразительный показ привлекательных и не привлекательных граней жизни, независимость, изобретательность.

Когда возник танец «модерн»?

Модерн-стиль (от фр. Мodern – в дословном переводе означает «новейший», «современный») возник в конце XIX начале XX века. Этот термин стал собственным именем направления в хореографии, когда многие танцоры начали вводить в свое исполнительское искусство авторские танцевальные техники и балетные нововведения, сознательно отходя от реалистического изображения действительности посредством движения и пластики тела в сторону обобщения, абстракции и импровизации.

Его развитие как вида искусства произошло в 1900-х годах в результате «восстания» против жестких правил классического балета, структурных приемов, традиционных балетных костюмов и обуви. С самого начала современный танец поощрял индивидуальное самовыражение при выборе тем и средств исполнения, инициативу постоянного поиска движений и жестов для большей выразительности при показе социальных и личных проблем человека.

На язык танца переводились пьесы, стихи и целые романы, использовались религиозные и фольклорные сюжеты, добавлялась новая музыка, необычный аккомпанемент из только ударных или старинных инструментов, а также вокал.

Из истории современного сценического танца.

В небольшой статье невозможно отдать должное всем хореографам, педагогам и танцорам, которые формировали и продолжают формировать виды и стили современного сценического танца. Назовем лишь несколько выдающихся личностей – танцовщиков и хореографов, на примере которых можно отследить появление и развитие этой формы искусства.

  • 1900 – 1920 годы: Айседора Дункан и Лой Фуллер. А. Дункан стала первой танцовщицей, которая «оторвалась» от классического балета, сменила жестко регламентированный сценический костюм на вольный, подчеркивающий свободу ее движений, была первой, кто танцевал босиком. Л. Фуллер можно назвать создателем нового сценического танца, очень близкого к «беспредметному», известному сегодня, как импровизация.
  • 1920 – 1940 годы: Марта Грэм и Тед Шон. М. Грэм называли гением свободного танца с его главной идеей – чувственное восприятие мира. Т. Шону принадлежат слова: «Танец – единственное искусство, материалом для которого служим мы сами».
  • 1940 – 1960 годы: Хосе Лимон, Ханья Хольм и Лестер Хортон. Х. Лимон – создатель техники танцевальных движений, в основе которых лежит постоянная «игра» с гравитацией, падение и вставание. Х. Хольм создала собственную танцевальную технику, уделяя особое внимание импровизации и  плавному движению корпуса. ТехникаЛ. Хортона базируется на расширении диапазона движений, развитии выразительных возможностей любой части тела. Как хореограф, он проявлял пристрастие к этническому танцу и человеческой чувственности. В его хореографических постановках находили свое оригинальное воплощение и классика, и мелодрама, и фарс, и социальные проблемы.
  • 1960 – 1980 годы: Элвин Эйли – хореограф-исследователь, создавший уникальный танцевальный стиль, вобравший в себя различные техники экспрессивного, чувственного, искреннего и эмоционального танца.
  • 1980 – 2000 годы: Билл Ти Джонс – профессиональный экспериментатор, авангардист танца, видящий балет,как действие «подвижных скульптур».
  • 2001 – нынешнее время: Уильям (Билл) Форсайт. У. Форсайт считается одним из наиболее значительных фигур в хореографии конца XX, начала XXI века, разработчиком уникальной танцевальной импровизации с использованием в своих работах современной техники и цифровых технологий.

«Болевые» моменты современного танца в России.

Основная проблема современного танца в России в том, что при довольно большом количестве профильных вузов, школ, студий, где преподают «азы» и тонкости хореографического искусства, современному танцу уделяется мало внимания. Отсюда нехватка танцоров и талантливых педагогов, работающих в этом направлении. Немаловажными являются и следующие факторы:

  • В современном танце столько разных течений, идей, стилей и подстилей, что нужно быть полиглотом танцевального языка, чтобы найти и выразить свою хореографическую идею, собственное видение мира и человека в нем, а не слепо подражать зарубежным нововведениям и знаменитостям.
  • Остро стоит вопрос самообразования педагогов и их воспитанников. Этот процесс никогда не должен останавливаться: стажировки, практики, мастер-классы, участие в конкурсах – это ведь тоже виды образования и тот культурный багаж, без которого мастерство танцовщика и качество постановок хореографа «размывается».
  • Далеко не все зрители – приверженцы и почитатели исполнительского искусства, осознают в полной мере, что массовые и уличные танцы, балет, театр танца и современный танец – это разные ветви современной хореографии со своей спецификой и особенностями, их нельзя рассматривать с одной и той же точки зрения, оценивать в одной категории.

Главные вопросы искусства любого вида и жанра во все времена неизменны – что есть человек, каково его предназначение и место в мире? Современный танец пытается найти, и находит способы ответить на эти вопросы. И когда он цепляет за живое, заставляя встряхнуться, понять или просто почувствовать что-то невнятно-сокровенное в глубине собственного сознания или в потемках своей души, тогда можно сказать, что цель достигнута. Да, творческие озарения случаются не так часто, как хотелось бы, и достигаются они в результате больших усилий и труда, переработки немалого количества «пустой породы». Но если рабочий процесс идет безостановочно, вдохновляющее озарение непременно приходит.

В данной статье мы лишь прикоснулись к обширной и актуальной теме: «Современный танец: периоды его истории, проблематика и будущее». Оставайтесь с нами! Мы готовим для Вас цикл статей и визуальный материал, посвященный современному танцу, в том числе его видам, стилям, перспективам.